улиссия (ulissija) wrote,
улиссия
ulissija


.

Как написать о том, чего не можешь объяснить рационально? Для чего нет научных доводов и логических ходов? Трудно быть свидетелем невероятного, говорю по опыту. Странно и даже страшновато иногда. Все мы боимся, не доверяем. И все же – ищем чего-то, тянемся к живой энергии духовных традиций.

Унгуртас – известное в Казахстане место, Гора – Айдарлы Айдахар Ата Айман Шолпан – привлекает сотнями паломников. Но это – сейчас. Еще восемь лет назад гора виделась обычной сопкой, на которой пасли овец. Это удивительно, но аулие («святое место») здесь открылось только недавно, и сделала это женщина. Дервиш Бифатима-апа. Восемь лет назад она пришла сюда с юга. Построила себе времянку у подножия холма и начала принимать людей. Местные жители, соседи не поверили в ее утверждение, что скоро эта Гора начнет исцелять людей и помогать всем, у кого чистые намерения, и так будет долго, много лет. В деревне Бифатиму сочли или сумасшедшей, или обманщицей. Но день за днем поток людей, приходящих и приезжающих издалека усиливался. Паломники сами построили дом, в котором теперь может бесплатно остановиться любой странник, поставили указатели, сделали ступеньки и дорожки на Горе...Что привлекало их? Человек? Место? Однажды, в Унгуртас приехала и я со своими друзьями.

Это было 2 года назад, летом. Наша поездка была киноэкспелицией по югу Казахстана, цель – исследовать целительские традиции Азии. Список адресов у нас был большой, помогла Академия наук Казахстана,  но Унгуртас – недалеко от Алматы, всего 80 километров по Бишкекской трассе, и мы решили проверить этот адрес первым. Бифатима, как нам рассказали, обычно не слишком расположена к журналистам и документалистам. Тем не менее – почему не попытаться...

Апа встретила нас спокойно, снимать в первый вечер запретила, почти не смотрела в нашу сторону, только задала вопрос: «Зачем вы это делаете?» «Для людей»,- искренне ответила я. «Хорошо, оставайтесь ночевать. Утром посмотрим». Нам объяснили, что так она поступает, если хочет «посмотреть» человека – его будущее, прошлое, и что-то еще, понятное только ей. Когда человек спит,  это «видно» проще и яснее. В доме Бифатимы такая ночная «диагностика» – обычная практика, в большой комнате с мягким полом из шкур и войлока часто спят по нескольку десятков человек, и каждому из них наутро апа может ответить на вопрос или дать какое-то задание – для «лечения», исправления жизни. Наутро Бифатима дала нам разрешение на съемку.

Жизнь в ее доме, по правилам этого дома – особые отношения, нормальные для суфийской традиции. Способ передачи знаний. Если хочешь изменить свою жизнь – работай, слушай себя и других, действуй. Если мы хотим рассказать об Унгуртасе людям – нужно «прожить» это место, быть внутри. .

Ценности, на которых строится взаимодействие дервиша с приходящими паломниками – традиционны. Одна из основных - семья. Предки. Прежде чем быть допущенным на Гору, вновьпришедший приглашается к столу. За дастарханом он может выпить чаю, или пообедать – этот стол считается ритуальным, здесь мы вспоминаем умерших, просим их благословения. Разумеется, читается молитва. Затем все идут к реке – купаются, или хотя бы умываются в проточной воде. И тольтко после того, как холодная горная река отделилила человека от энергий города, обыденных хлопот, смыла с него суету и помогла собраться с мыслями, его ведут в подземную мечеть, а затем – на Гору.

Гора – место, где, как объясняет Бифатима, проходит «канал», связывающий землю с космосом, вена и артерия Земли. Таких мест на планете – несколько, и они важны. На вершине Горы установлены два специальных камня – красный и черный.

Черный – заостренный книзу – отмечает место, где проходит энергия из космоса к земле. Это – поток информации, идей, холодная, чистая энергия. Она очищает, исправляет ошибки. Здесь рекомендуют находиться не более получаса, иначе начнет «засасывать». Человеческая индивидуальность нуждается в такой «корректировке», но чрезмерное стремление к идеалу – ее убивает. Я так поняла идею «лимита времени». На черном камне написано название места. Ата – дед, отец, старший в семье. Айдахар – дракон. Айдарлы – гребешок, символизирующий знание. Дракон – мужчина, наделенный знанием...Айдалы Айдахар Ата  Айман – Шолпан. Именами Айман и Шолпан в Казахстане часто называют девочек-близнецов. Почему эти имена оказались в названии аулие? Однажды апа сказала, что «обе они получили благословение, хотя одна из них – темная». Двойственность женской натуры? Могу только догадываться..

Красный камень – заострен кверху, на нем – арабская молитва и знак, символизирующий единство неба и земли. Он отмечает место восходящего потока энергии, здесь принято просить о сокровенном, и – подпитываться животворящей энергией земли. Сюда приводят больных, здесь провожают солнце и вспоминают умерших...

Но прежде чем оказаться на вершине – паломники проходят один за другим пещеры и камни, имеющие свой смысл и силу на Горе. Обычно этот процесс занимает не менее часа, и сопровождается кем-то, кому Бифатима доверяет «водить людей». Первый камень, конечно же, посвяжен объединению семьи и прощению ошибок предков. На нем же – просят здорового потомства. Затем – камень – «дверь», где просят открыть дорогу и благословить начинания. Пещера ангелов – здесь загадывают желание. Важное условие: желание нужно выбрать – одно, главное, понять, что идет из сердца. Тогда оно обязательно сбудется. Затем – Крыло дракона. Здесь вновь обращаются к теме рода, предков. Просят прощение за грехи умерших, молятся об избавлении от страхов и стереотипов, пришедших из прошлого. Это – особый процесс. Под Крылом Дракона многие паломники проводят часы, в молитве разхмышлениях о своей судьбе и закономерностях нашего мира. Рядом с Крылом – еще один важный камень – Лицо Девушки. Здесь незамужние просят послать в их жизнь человека из чистого рода, который даст им счастье и благополучие. Следующий процесс – у камня, который когда-то был человеком. Рассказывают, что некогда в этих местах жил очень добрый человек, любимый Богом. Но люди его не понимали, смеялись над ним, не верили, и за это – болели и умирали. Святой человек не знал, как остановить их, и однажды он попросил Бога превратить себя в камень, чтобы люди больше не входили в заблуждения из-за его человеческого тела, но исцелялись и становились лучше, прикасаясь к нему. Бог исполнил просьбу святого. Этот камень – на Горе. Возле него – глубокая пещера. Паломникам предписывается забираться в нее – всем вместе, - и читать молитву 40 раз, любую, какую они выберут всей группой. Этой молитвой люди просят простить их за зло, которое они когда-либо желали кому-то, и снять с них дурные пожелания окружающих. Выше – камни, очищающие зрение, слух, открывающие чувства. Утес, на которм просят земных благ... Камни и процессы на Горе выстроены так, чтобы сонастроить нового человека с какой-то точно выверенной, простой и одновременно сложной ценностной системой. Так или иначе, к вершине человек приходит уже другим, более собранным и открытым. Я наблюдала это неоднократно – и всегда восхищалась мудростью Бифатимы и ее мастерством учителя.

Невероятно, но здесь действительно происходят чудесные исцеления. Я, с моими двумя «высшими», с трудом привыкла к мысли, что это – не иллюзия. Вновь и вновь я задавала приезжающим людям вопрос о цели их визита – и получала в ответ одну за другой истории о исцеленных от разных болезней друзьях, соседях, родственниках... Именно в этом – причина популярности Горы. Народная молва о ней идет уже далеко за пределами Казахстана. При мне приезжали люди из России, с Украины, из Белоруссии... Отовсюду. Большинство из них – с надеждой поправить здоровье. Но есть и другая категория. Целители, которые хотят открыть или усилить свои природные способности. Такие – живут в доме Бифатимы месяцами, у каждого из них – своя история и особые отношения с дервишем.

Сама Бифатима нередко называет себя «последним патроном», говорит, что «за нею никого нет». Что это значит? Завершается какая-то традиция? От многих людей из ее окружения, и вне его, – от тех,кто сам лечит людей, «видит», работает целителем, я слышала слова о том, что она – уникальна, последний дервиш этих мест, мастер. Именно поэтому многие целители привозят к ней своих взрослых, ищущих собственный путь сыновей и дочерей. «Открыть дорогу», «принять дар».

Логика пространства дервиша, аулие, сильно отличается от европейских стандартов отношений, к котороым я привыкла. Но быть в нем – сильнейший опыт и глубокое переживание, возвращающее человека к самому центру личности, к основам. Это – странно, и порою - нелегко. Но полезно.

За два года с Бифатимой изменилось многое в моем мировоззрении. Она знала, что делала, оставляя меня возле себя на месяцы. Теперь фильм, который мы снимем с моими партнерами, будет сделан из совсем других причин, честнее и проще. Надеюсь.

Как это произойдет – покажет время. Подробности о проекте – здесь: www.kazakhdervish.com
 здесь же можно увидеть фото и немного видео.

 

Tags: бифатима-апа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments